Тренировка вестибулярного аппарата у детей и взрослых в домашних условиях

Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.Как тренировать вестибулярный аппарат

ul

Из статьи о том как тренировать вестибулярный аппарат вы узнаете

  1. Где находится этот орган
  2. Как его развить у детей
  3. Видео с практической тренировкой

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

  • Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.
  • При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали “лодочки”.
  • Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого полета моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме, но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем – укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. Но в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

ul

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории и хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

Где находится вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно :-) . Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать, объясняю:

  • Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники – глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.
  • Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

ul

Когда прыжки могут принести вред?

Говоря о пользе, нельзя не сказать и возможном вреде прыжков на батуте. Такие тренировки не рекомендуются:

  • при сердечно-сосудистых болезнях;
  • во время онкологии;
  • при тахикардии;
  • при сахарном диабете;
  • если есть тромбофлебит.

Все, у кого нет каких-либо противопоказаний, могут уделять время этому увлекательному занятию. Море эмоций, веселая атмосфера и польза для здоровья – все это гарантировано получит каждый, кто полюбит прыжки на батутах.

Поделиться «Польза и вред прыжков на батуте для детей и взрослых»

comments powered by HyperComments

ul

Упражнения в положении лежа на спине

Массаж рук. Проводим 3-5 поглаживаний руки малыша так, как описано выше (комплекс 1).Так как в этом возрасте рефлекторный повышенный тонус сгибателей на руках практически исчезает, и движения ребенка становятся более координированными, в комплекс вводятся растирания. Они выполняются обхватывающим движением. Кисть ребенка фиксируется в ладони взрослого (пальчики малыша обхватывают большой палец), а другая рука, обхватив предплечье ребенка в кольцо из пальцев, делает интенсивные (более глубокие, чем при поглаживании) движения от кисти к локтевому суставу с акцентом на наружную поверхность руки малыша (3-5 движений). Затем движения переходят на плечо, где тоже делается 3-5 повторений (рис. 1). Желательно, чтобы при проведении растирания кожа ребенка слегка покраснела. Массаж рук обязательно заканчивается поглаживанием (2-3 движения).

Техника массажа

Растирание усиливает кровоток в коже и подкожной клетчатке, улучшает обменные процессы, способствует питанию мышечной и соединительной ткани, стимулирует подвижность кожных покровов и суставного аппарата.

Подтягивание рук приподниманием. 2-3 повторения. Это упражнение описано в комплексе 1.

Подтягивание рук со скрещиванием. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны. Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на гpyди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. (Рис. 2). Сделайте 2-3 повторения упражнения. Будьте внимательны и не поднимайте ребенка очень высоко и резко, так как нагрузка на плечевые суставы в этом упражнении значительно выше, чем в предыдущем.

Техника массажа

Попеременное подтягивание рук. (2-3 повторения для каждой руки). Возьмите ребенка за одну руку и аккуратно приподнимите над столом, придерживая вторую ручку в полусогнутом положении своей рукой. Затем проделайте то же самое с другой рукой. В начале выполнения упражнения (первые две-три недели) можно не отрывать спинку малыша от стола, просто потягивая мышцы и суставы.

Массаж живота. Массаж живота начинается с поглаживаний, описанных в комплексе 1. Проводят 3-5 движений, после чего переходят к растираниям.Растирание выполняют подушечками пальцев, круговыми движениями. Траектория растирания начинается из правого нижнего угла передней брюшной стенки и движется по часовой стрелке вокруг пупка (рис. 3). Интенсивность нажатия — средняя (более подробно о массажных приемах можно прочитать в книге «Целительный классический массаж» издательства «ЧАО и К»).Делают 5-6 массажных движений и заканчивают массаж поглаживанием живота (2-3 поглаживания).

Техника массажа

Напряжение мышц живота сгибанием. Это упражнение описано в комплексе 1. Оно выполняется так же, но приблизительно с 3,5 месяцев можно усилить амплитуду движения настолько, чтобы в конце движения ребенок присаживался, минимально опираясь на ваши руки (рис. 4).

Таким образом, происходит развитие мышц грудного отдела позвоночника, отвечающих за сидение и поддержание правильной осанки. Вместе с мышцами развивается вестибулярный аппарат, и нарабатываются нервные связи, отвечающие за умение садиться и держать спину во время сидения.

Техника массажа

Массаж груди. В массаж грудной клетки, кроме поглаживания, включаются растирания, выполняемые легкими движениями и разминания грудины подушечкой большого пальца. Поглаживание выполняется кончиками пальцев в направлении вверх по грудине, затем от грудины в стороны, к спине по межреберным промежуткам. Движение повторяется 3-5 раз.

Растирание межреберных промежутков также проводится кончиками пальцев по тем же направлениям, что и поглаживание, но движения должны быть более интенсивными и быстрыми. Растирание выполняется до появления легкого покраснения кожи, но не более 8 движений (4 на грудине и 4 на межреберных промежутках) в возрасте 2,5 месяца. Постепенно количество выполняемых движений можно наращивать (рис. 5).

Техника массажа

Разминание грудины подушечкой большого пальца. Подушечку большого пальца размещают на нижнем конце грудины и слегка надавливая, на ткань медленными круговыми движениями массируют грудину в направлении вверх (рис. 6).

Разминание и растирание грудной клетки и грудины стимулируют сердечную деятельность, дыхание, развитие межреберных мышц и больших грудных мышц.

Техника массажа

Усиление вдоха за счет сжимания боковых поверхностей. Это упражнение описано в комплексе 1, выполняется до 7 раз. С его помощью происходит стимуляция дыхательных движений, устраняется застой, усиливается вентиляция легких (рис. 7).

Техника массажаul

Упражнения в положении лежа на животе

Переворот со спины на живот (2-5 раз в каждую сторону). Возьмите ребенка за ручку своей одноименной рукой (ваш палец должен лежать в ладошке малыша). Другой рукой поддерживайте его ноги, слегка выпрямив их, и поверните таз ребенка (рис. 8). Малыш автоматически «поведет» за тазом все тело и голову, переворачиваясь на бок, а затем и на живот (здесь необходимо помочь ему, слегка потягивая его за руку). Некоторые авторы рекомендуют задерживать ребенка в положении на боку в течение нескольких секунд для развития и тренировки мышц шеи. В этом сложном упражнении работают все мышечные группы и активно развивается вестибулярный аппарат. Точно таким же образом выполняется движение в другую сторону.

Техника массажа

Массаж спины. Массаж спины ребенка начинается с поглаживания выполняемого 6-7 раз тыльной стороной ладони, затем переходят к растиранию.

Растирание выполняется кончиками пальцев тремя-четырьмя движениями вдоль позвоночника, (рис. 9) после чего делается три-четыре движения по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в стороны, к груди.

Техника массажа

После растирания проводят разминание подушечками больших пальцев. Подушечки больших пальцев устанавливают в нижней части спины, у основания крестца. Спиралевидными движениями ведут пальцы вверх, к шее, слегка разминая подлежащие мышцы и ткани. Направление движений вверх от позвоночника. Делается 2 прохода от крестца к шее (рис. 10).

Техника массажа

Массаж ягодиц в сочетании с точечным воздействием. Массаж ягодиц выполняется аналогично описанному, в комплексе 1 с добавлением растираний. Растирания выполняются ладонной поверхностью кисти, по кругу, начиная между ягодичной складкой, вверх и в стороны. Движения рук симметричные, интенсивные, с незначительным надавливанием на ткани. Точечное воздействие выполняется согласно описанному выше.

Рефлекторное разгибание позвоночника в положении лежа на боку. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Необходимо сделать 6-8 повторений.

Упражнение для укрепления мышц спины («рыбка»). Упражнение начинается из положения, лежа на животе. Указательным и большим пальцами обхватите правую ногу ребенка со стороны тыла стопы, остальные пальцы должны обхватить левую ногу. Аккуратно приподнимите ноги ребенка вверх, одновременно подводя другую руку под живот малыша. Создав, таким образом, опору приподнимите малыша над столом. Ребенок лежит на ладони, опираясь на вашу ладонь, его голова и шея разогнуты, активно работают мышцы спины и грудной клетки (рис. 11).

Техника массажа

Упражнение способствуют развитию мышц спины, вестибулярного аппарата (для этого ребенка можно покачивать в направлении вперед-назад), увеличивает работоспособность мышц поясницы, ног и грудной клетки.

Скользящий шаг (рефлекторная ходьба). Возьмите ребенка под мышки, поставьте его ножки на стол и имитируйте ходьбу, подобно тому, как это делалось в упражнении «переступ» комплекса 1, но с продвижением малыша по ходу движения ног (рис. 12).

Техника массажа

Упражнение развивает мышцы ног и стопы, способствует выработке рефлекса хождения, приучает вестибулярный аппарат ребенка вертикальному положению.

Переворот со спины на живот. Еще несколько раз повторите переворот со спины на живот, описанный в начале этого комплекса. 2-3 повторения для каждой стороны (рис. 13).

Техника массажа

Встряхивание рук и ног. Взяв ребенка за кисти обеих рук, поднимите их вверх и несколько раз встряхните руки малыша. Тоже самое проделайте с ногами, взяв ножки ребенка за тыл стопы (рис. 14).

Техника массажа

Суставная гимнастика с элементами растяжения на максимуме сгибания. Суставная гимнастика выполняется так же, как в комплексе 1, но при выполнении сгибания необходимо слегка растянуть суставы, подложив в складку палец. Таким образом происходит мягкое растяжение суставной щели и связок сустава, которые становятся более эластичными, укрепляются мышцы, окружающие сустав.

Поглаживание рук и ног. После выполнения всего комплекса 2 обязательно выполните успокаивающее поглаживание рук и ног, которое позволит не только снять излишнее напряжение с конечностей, но и успокоить нервную систему в целом (рис. 15).

Техника массажа

Полностью статья представлена в пособии«Моя мама – мой первый учитель»Серия «В помощь родителям»

ul

Как выглядит и какую пользу приносит

Как вы уже догадались, это специальный тренажер, представляющий собой ограниченное пространство с препятствиями, преодолеть которые невозможно без владения конкретными двигательными навыками. Конечно, вашему крохе не придется ползти под колючей проволокой, или перепрыгивать через глубокие рвы, заполненные водой. Все препятствия, возникающие у него на пути должны соответствовать возрастным требованиям и быть вполне преодолимыми. Придется немного потрудиться, но тяжело в ученье – легко в бою. Через небольшой промежуток времени вы заметите, как уверенно шагает ваш малыш, как виртуозно владеет он своим телом. Ведь занятия на полосе препятствий:

  • развивают мышечную силу;
  • тренируют ловкость и координацию движений;
  • совершенствуют работу вестибулярного аппарата;
  • повышают выносливость организма;
  • улучшают осанку. Занятия физкультурой

Об оздоравливающем воздействии упражнений и говорить не приходится. Мышцы составляют третью часть веса ребенка. Сокращаясь во время нагрузки, они вызывают разнообразные позитивные изменения во всем маленьком организме:

  1. Требуя больше кислорода и питательных веществ – заставляют работать сердце и легкие.
  2. Расширяя сеть капилляров – активизируют все кровообращение в целом.
  3. Совершенствуя движения, способствуют созреванию нервной системы и коры головного мозга.

Не стоит забывать и о воспитательном значении таких занятий. Каждый раз, добиваясь маленьких побед, ребенок становится увереннее в своих силах, настойчивее и целеустремлённее. Будьте уверены, что и во взрослой жизни, он не спасует перед трудностями, а достойно преодолеет их.

ul

Покупные варианты

Вы решили порадовать своего карапуза и с пользой организовать его досуг? Тогда давайте заглянем в магазин детских товаров и посмотрим, какие полосы препятствий предлагают производители:

  1. Батутные городки – безопасны и прочны. От падения малыша спасет защитный бордюр, от травм – мягкая амортизирующая и бесшовная поверхность. Надувной городок
  2. Надувная полоса препятствий со множеством тоннелей, столбиков, арок и других функциональных элементов. Подходит для любого дачного участка, в спущенном виде компактна и удобна для хранения.
  3. Отдельные модули индивидуальной комплектации: массажные кочки, арки, наклонные поверхности, гимнастические палки, кирпичики, бум — следы и бревна, всевозможные препятствия из труб и лесенок. Полоса препятствий
  4. Спортивные снаряды разного размера: от самых маленьких, устанавливаемых дома, до крупных комплексов, предназначенных для улицы или спортивной площадки в дошкольном учреждении.

Делая покупку, потребуйте у продавца Сертификат соответствия, который покажет, насколько безопасен товар и отвечает ли он требованиям действующих государственных стандартов.

ul

Что придумать в домашних условиях

Цена готовых тренажеров достаточно высока, поэтому можно сделать их своими руками. Прекрасными препятствиями послужат обычные вещи: диванные подушки, большие картонные коробки, стулья, журнальный столик, даже кубики и мягкие игрушки. Стоит добавить к ним немного пространства, мамины идеи, хорошее настроение всех участников, чтобы поиграть в:

  1. «Баррикады»

    – сложите на пути ползущего малыша диванные подушки. Позовите кроху с другой стороны завала – пусть проберется к вам через препятствия.

  2. «Туннель»

    – соедините несколько больших картонных коробок с предварительно вырезанными вентиляционными отверстиями. Малышу будет интересно преодолеть такую дистанцию ползком. Самодельный туннель

  3. «Канатоходца»

    – обозначьте при помощи малярного скотча или длинной ленты дорожку. Предложите ребенку пройти по ней, не оступаясь, как канатоходец в цирке. Сначала по прямой траектории, затем добавьте повороты, зигзаги и петли. Такая игра прекрасно подходит для детишек младшего возраста.

  4. «Зайчика»

    – разместите на полу несколько свернутых в рулон одеял. Пусть малыш представит, что он зайчик, сначала перешагивая, затем перепрыгивая и обегая препятствия зигзагом.

  5. «Болото»

    – объясните ребенку, что ковер – это болото, разложенные на нем подушки – кочки. Задача крохи – перебраться на другую сторону и не увязнуть в трясине.

  6. «Альпиниста»

    – пусть малыш представит, что один стул – это туннель, через который нужно проползти, другой – высокая скала, на которую он должен взобраться.

Если в доме есть особые умельцы, то им не составит труда создать чертеж настоящей спортивной полосы препятствий, а затем воплотить его в жизнь, используя подручный материал: деревянный распил, брус, металлические трубы, веревки или автомобильные камеры. Деревянный паровозик Такая забава не оставит равнодушным даже очень пассивного ребенка, подарив радость движения и яркие моменты общения с самыми близкими людьми на свете.

ul

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДЕРМАЛАТЛАС