Минимальная мозговая дисфункция у детей: причины, симптомы, лечение и прогноз

минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей.

Совсем недавно я услышала отзыв от профессора из Харькова о результате биорезонансной коррекции у детей с минимальными  мозговыми дисфункциями, эта патология встречается достаточно часто и лечение бывает проблематичным и долгим, у разных возрастных групп проявляется по разному, если не провести полноценное лечение,то в школьном возрасте возникают проблемы как в плане поведения, адаптации, так и в плане здоровья.

Давайте  поглубже познакомимся с этой патологией, которая  сокращенно называется ММД  и поймем как может помочь биорезонансная коррекция таким детям и их родителям, послушаем что об этом говорит профессор  Л.Балашова из Украины.

Под минимальной мозговой дисфункцией понимают (ММД , МЦД) — комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы ). 

Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. 

Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие минимальной  мозговой дисфункции. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции.

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления.

Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами.

 В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы.

Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами.

С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах.

Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива.

В результате на фоне минимальной мозговой дисфункции (ММД )могут развиваться социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;

  • двигательная сфера;

  • поведение;

  • ориентировка в пространстве.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Нарушения в столь важных сферах жизни ребенка и взрослого охватывают фактически всю жизнь человека, поэтому очень важно  вовремя эту патология выявить и заниматься ее лечением , а также психологической адаптацией .

Этот отзыв о результатах биорезонанса в виде программ прибора Тринити, может представлять большой интерес не только родителям таких детей, но и специалистов (медиков,педагогов,психологов), послушайте как об этом рассказывает профессор из Харькова  Л.Балабанова, свяжитесь со мной, если эта тема интересна и важна и для вас, вместе мы сможем справиться с ММД у детей .

ul

Этиология

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием следующих причин:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Нерациональное питание матери во время беременности;
  • Авитаминоз;
  • Вредные привычки;
  • Слабая родовая деятельность;
  • Стремительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Травмы во время родов;
  • Тяжелые сопутствующие заболевания ребенка (порок сердца, бронхиальная астма);
  • Внутриутробные инфекции;
  • Резус-конфликт между матерью и плодом во время беременности (например, у плода была группа крови «+», а у матери «-»).

Из вышеперечисленных причин можно сделать вывод, что незрелость головного мозга у детей тесно связана с внутриутробной патологией. Поэтому при подозрении на минимальную дисфункцию необходимо провести тщательную беседу как с ребенком, так и с родителями для того, чтобы поставить диагноз ММД.

ul

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный и\или прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Нейролептический синдром — последствия приема нейролептиковul

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

ul

Диагностика ММД

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Критерии ММД:

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Анорексия как болезнь: основные симптомы и способы лечения

3)  Гиперактивность (3 из 5):

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

ul

Дифференциальная диагностика

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

ul

Профилактика

Профилактические мероприятия направлены на улучшение качества жизни будущей матери. Ей необходимо обеспечить покой, достаточное потребление продуктов с большим содержанием микроэлементов и витаминов. Во время беременности рекомендуется отказаться от вредных привычек, так как они негативно влияют на плод, вызывая у него гипоксию. Когда ребенок родился и впервые столкнулся с сильным стрессом (для многих детей поход в садик или школу равносилен с всемирной катастрофой), необходимо провести с ним беседу, поговорить с учителем на счет особенностей Вашего ребенка.

РЕКОМЕНДУЕМ:

  • Боюсь заболеть, заразиться инфекцией, подхватить микробы: что делать?Боюсь заболеть, заразиться инфекцией, подхватить микробы: что делать?
  • Симптомы мании величия – звездная болезнь или патология?Симптомы мании величия – звездная болезнь или патология?
  • Боязнь потерять любимого человека фобия или обычный страх?Боязнь потерять любимого человека фобия или обычный страх?
  • Психосоматические причины появления геморрояПсихосоматические причины появления геморроя

Интересные публикации:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Умственная отсталость — классификация, этиология, причины и диагностика
  2. Как проявляется тревожность в детском возрасте
  3. Как воспитывать гиперактивного ребенка: синдром дефицита внимания (СДВГ)
  4. Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

ul

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.
  6. Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

    vseprorebenka.ru

    ul

    Как проходит диагностика

    Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

    Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  7. электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  8. нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  9. реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  10. компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  11. тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
  12. Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

    Обязательный атрибут любой поликлиники — общий анализ крови и мочи — в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

    Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.

    В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

    Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

    Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

  • седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
  • снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
  • стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
  • антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
  • в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.
  • Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

  • массаж;
  • лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
  • гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
  • если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).
  • Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

  • составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну — эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
  • обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
  • общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут — резкая смена обстановки будет только во вред;
  • постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости — это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
  • как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;
  • уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
  • разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
  • и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
  • Еще раз напомним о недопустимости самолечения — для выздоровления нужна как минимум консультация врача.

    ul

    Причины возникновения

    Повышенное внутричерепное давление – это возможное следствие других тяжелых заболеваний.

    Чтобы понять сущность возникновения негативного явления, обратимся к анатомии мозга. Желудочки внутри головного мозга соединены между собой. Заполнены они ликвором или спинномозговой жидкостью (СМЖ), которая выполняет защитную функцию. Подобно тому, как кровь циркулирует по сосудам, ликвор движется по желудочкам головного мозга и спинномозговому каналу. Образуясь в особых сосудистых сплетениях и пройдя свой путь, ликвор всасывается в кровь в венозных синусах.

    Проблемы вызывает чрезмерное скопление ликвора, что ведет к увеличению давления на ткани мозга. В свою очередь, образование СМЖ, интенсивность её движения и всасывание зависит от:

    • физиологической активности ребенка в данный момент: спит он или бодрствует, спокойно лежит или выполняет интенсивные движения;
    • температуры окружающей среды и собственной температуры тела.

    Когда речь заходит о внутричерепной гипертензии, вызванной повышенным синтезом ликвора, то это, как правило, является симптомом таких серьезных заболеваний как:

    • менингит;
    • энцефалит;
    • инсульт;
    • опухоль;
    • болезнь тяжелого нарушения обмена веществ.

    Частыми причинами повышенного внутричерепного давления (ВЧД) в младенческом возрасте являются различные осложнения во время беременности матери:

    • преждевременное старение плаценты или её отслоение;
    • тяжелый токсикоз в первом триместре;
    • обмотка пуповины;
    • неудачный выбор лекарств, побочные действия от их применения;
    • травма головы ребенка при родах;
    • нехватка кислорода.

    Ученые называют различные диапазоны допустимых значений внутричерепного давления у младенцев. Одни называют цифры 80-140 мм водного столба, другие – расширяют границы до 60-200 мм вод. ст. Это относится к замерам в лежачем положении.

    ul

    Симптомы

    Признаки нарушения внутричерепного давления могут проявляться уже в первые дни жизни малыша. Раннее выявление и вовремя начатое лечение позволяют успешно избавляться от дальнейших проблем.

    Повышение ВЧД у грудничка может проявляться следующим образом:

    Симптом Что происходит с малышом
    Увеличение черепа Окружность головы намного превосходит окружность грудной клетки, явно выражена динамика ежемесячного увеличения
    Беспокойство, головные боли Ребенок часто плачет, капризничает без видимых причин
    Нарушение сна Плачь, особенно вечером, когда надо спать. Принятие горизонтального положения становится причиной переполнения вен головного мозга, что в свою очередь ведет к повышению ВЧД
    Тошнота, частое срыгивание ВЧД оказывает постоянное раздражающее воздействие на центры продолговатого мозга, отвечающие за рвотный рефлекс. Позывы к рвоте учащаются
    Венозная сетка на голове увеличена Из-за переполнения кровью венозные сосуды расширяются, выступая над головой
    Отказ от кормления Процесс сосания требует усилий, приложение которых естественным образом увеличивает давление. Возникает боль в голове, тошнота, может наступить рвота
    Отставание в физическом и психическом развитии Недоедание приводит к критическому недобору массы тела, ребенок позже начинает держать головку, сидеть, ходить. Психоэмоциональное развитие также замедляется
    Симптом Грефе Из-за нарушения работы двигательного нерва происходит как бы запаздывание движения верхнего века за радужкой глаза. Между ними виден белок, глаз как бы выпучен – «заходящее солнце»
    Рефлекс Моро На внешний раздражитель (удар по столу, похлопывание по бедрам) ребенок откидывается на спинку, разводя руки. Затем руки сводит на груди. Поводом для беспокойства является беспричинное проявление естественного физиологического рефлекса новорожденного

    Также может наблюдаться:

    • косоглазие;
    • дрожание подбородка или конечностей;
    • для детей постарше свойственно хождение на цыпочках, запаздывание речи.

    Важно! Проявление всех этих симптомов может наблюдаться у вполне здоровых детей или быть связано с другими физиологическими причинами.

    Поэтому проявление одного или нескольких из них не должно вызывать панику, а является поводом задуматься, понаблюдать за ребенком, при необходимости, обратить внимание врача.

    ul

    Развитие гидроцефалии

    Повышенное внутричерепное давление у грудничков встречается довольно часто и обычно к 6 месяцам самостоятельно приходит в норму.

    Однако, гидроцефалия — это симптом, который может свидетельствовать о тяжелом заболевании, поражающем ткани головного мозга.

    Это врожденная патология, которая сопровождается повышенной выработкой спинномозговой жидкости, нарушением её всасывания или циркуляции. Избыток ликвора создает чрезмерное давление на желудочки мозга, что становится причиной сильных головных болей, приводит к отставанию в развитии.

    Заболевание достаточно редкое (1 случай на 2-4 тысячи детей).

    Важно! Опасность заболевания в том, что оно может привести к кровоизлиянию в мозг.

    Характерным признаком является быстрое увеличение размеров головы. При этом родничок выпячивается, а швы костей черепа могут расходиться. Пациентам свойственна бледность кожи и сильный недобор массы тела.

    Разделение гидроцефалии на виды проводят по нескольким направлениям.

    По локализации:

    • наружная;
    • внутренняя.

    По механизмам появления:

    • открытая;
    • закрытая.

    По степени тяжести и характеру протекания:

    • острая;
    • подострая;
    • хроническая;
    • компрессированная;
    • декомпрессированная.

    ul

    Диагностика

    Диагностику и лечение ВЧД должен проводить врач-невролог. Для подтверждения наличия предполагаемой патологии врач может назначить:

    1. Ультразвуковое исследование (УЗИ) головного мозга. Этот доступный и относительно безопасный метод наиболее подходит детям до года, поскольку проводится через родничковое отверстие. Когда оно закрывается костью, в старшем возрасте, ультразвук уже не способен пойти к мягким тканям. Важно выявить динамику увеличения размеров желудочков мозга.
    2. Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) оправдана в случаях, когда родничок уже закрылся. Метод достаточно дорогой и небезопасный, поэтому применяется нечасто.
    3. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) довольно устаревший метод. В его основе лежит использование ультразвука для установления некоторых параметров, в том числе, пульсации сосудов головного мозга. Не позволяет установить всю картину нарушений и редко используется.

    Кроме того, при подозрении нарушения ВЧД, обязателен осмотр офтальмолога и усиление внимания к динамике роста черепной коробки.

    Осмотр дна глазного яблока позволяет выявить возможное увеличение вен и отечность дисков зрительного нерва – информацию, помогающую в диагностике.

    Замер окружности головы входит в план обязательных ежемесячных наблюдений за любым малышом. У детей до года этот показатель не должен превышать окружность грудной клетки больше чем на 1,5 см. Поводом для беспокойства должно стать увеличение объема более 7 см в месяц.

    Лечение заболеваний, связанных с высоким ВЧД у маленьких детей, направлено на улучшение кровообращения и питания головного мозга. При этом длительное кормление грудью позволяет сгладить последствия тяжелой беременности и родов.

    В случае гидроцефалии на первом этапе назначают большие дозы мочегонного средства «Диакарб» в комплексе с другими препаратами, понижающими выработку ликвора и его отток.

    В тяжелых случаях назначается нейрохирургическая операция: через специальные трубки выводится лишняя спинномозговая жидкость. Возможность негативных последствий делает необходимым взвешивание всех рисков её проведения.

    При благоприятном раскладе пациент быстро идет на поправку.

    В общих чертах лечение нарушений ВЧД включает:

    • курс мочегонных и сосудистых средств;
    • комплекс витаминов и минералов;
    • нейропротекторы.

    Хороший результат позволяют получить:

    • соблюдение здорового режима дня;
    • прогулки на свежем воздухе;
    • занятия лечебной физкультурой и плаваньем;
    • массаж.

    Очень важно установить теплый эмоциональный контакт с ребенком.

    ul

    Прогноз на восстановление

    На успешность лечения влияют такие факторы как:

    • раннее обнаружение проблемы;
    • подбор правильной терапии;
    • степень и тяжесть течения болезни.

    Важно! Приобретенная патология имеет меньше шансов на скорое выздоровление.

    В случаях, когда не удается полностью восстановить нормальное ВЧД ребенка, возможна поставка диагноза — минимальная мозговая дисфункция, простым языком – слабость нервной системы. Само по себе это не является чем-то страшным. Просто в критических жизненных ситуациях ВЧД может повышаться и накладывать отпечаток на самочувствие ребенка, что следует учитывать в дальнейшей жизни.

    ul

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДЕРМАЛАТЛАС